Как настроить монитор для правильной цветопередачи с помощью ПО? Как откалибровать и настроить монитор в домашних условиях Настройка жк монитора для глаз

Многие из нас не раз замечали, как после длительной работы за компьютером глаза начинают болеть и даже слезиться. Некоторые думают, что дело именно в продолжительности использования устройства. Конечно, если засидеться за любимой игрой или просто за работой слишком долго, то глаза будут болеть в любом случае. Однако, как правило, причина заключается в неверной настройке монитора.

Возможно, с вами когда-нибудь случалось такое, что при использовании другого устройства никакого дискомфорта не возникало часами, а при возвращении за свою машину, начинаются боли в глазах. Если вы были свидетелем или участником такой истории, то дело именно в плохой настройке дисплея. Несложно догадаться, что пренебрежение этим влечет за собой не самые приятные последствия для здоровья. Поэтому очень важно соблюсти все необходимые нормы, о которых мы поговорим в данной статье.

Настройка дисплея компьютера не сводится к какому-то единственному инструменту. Это целый спектр различных показателей, начиная от разрешения и заканчивая калибровкой. Они полностью не зависят друг от друга и устанавливаются отдельно.

Установка корректного разрешения

Первым делом вы должны убедиться, что установлено правильное разрешение, соответствующее техническим характеристикам. Их можно найти на коробке устройства, но, как правило, этот показатель должен определяться и устанавливаться автоматически.

При непонятных размытиях, а также неестественном соотношении сторон на экране, необходимо установить разрешение, на которое рассчитан монитор. Как правило, это можно с легкостью сделать из рабочего стола компьютера. Для этого правым щелчком мыши нажмите по свободной области рабочего стола и выберите пункт меню «Параметры экрана» .

В открывшемся меню настроек необходимо выбрать нужное разрешение. Если вы не знаете показатель, под который рассчитан ваш дисплей, установите рекомендуемый системой вариант.

Частота обновления монитора

Не всем известно, что частота обновления монитора также очень важна для глаз. Этот показатель определяет скорость, с которой обновляется картинка на дисплее. Для современных ЖК-мониторов ее показатель должен составлять 60 Гц. Если речь идет об устаревших «толстых» мониторах, которые называются электронно-лучевыми, то нужна частота обновления 85 Гц.

Чтобы посмотреть и изменить данную частоту, необходимо, как и в случае с установкой разрешения, зайти в параметры экрана.

В данном меню переходим в .

Перейдя во вкладку «Монитор» , установите необходимый показатель этой настройки.

Яркость и контраст

Еще одной немаловажной настройкой, которая может влиять на комфорт глаз при работе за компьютером, является яркость и контраст. В принципе, какого-то определенного показателя, который необходимо поставить при настройке этих пунктов, не существует. Все зависит как раз от уровня освещенности комнаты и индивидуального зрения каждого. Поэтому настраивать необходимо конкретно под себя, пытаясь установить комфортный вариант.

Как правило, данный параметр выставляется с помощью специальной кнопки на мониторе или комбинации горячих клавиш в ноутбуке. Во втором случае обычно необходимо зажать «Fn » и регулировать яркость с помощью стрелочек на клавиатуре, но все зависит конкретно от модели устройства. Также можно воспользоваться одной из специализированных программ.

Калибровка дисплея

Помимо прочего, иногда возникает ситуация, когда сбивается правильная калибровка экрана. В следствие этого на дисплее начинают неправильно отображаться цвета и все изображения.

Вручную калибровку монитора провести не так просто, поскольку в Windows отсутствуют встроенные инструменты для этой цели. Однако существует большое количество программ, которые решают данную проблему в автоматическом режиме.

Почему у некоторых людей болят глаза от монитора (компьютера)?

Этим вопросом в наше время задаются многие пользователи. Действительно, проблема с болью в глазах и голове, с раздражением зрительного нерва от работы за компьютером стала актуальной. В этой статье я хочу рассказать и раскрыть основную причину такой реакции человеческого глаза на современные экраны.

Итак, немного истории. Несколько лет назад я купил себе новый ноутбук и через несколько месяцев работы, однажды ощутил острую боль в глазу. Работать дальше за ноутбуком я не смог, подумал, что глаза и голова у меня разболелись на погоду. Однако, на следующий день после того как я сел поработать за свой ПК я снова почувствовал дискомфорт в правом глазу и боль в голове от глаза до самого затылка. Так началась моя история борьбы с некачественными экранами современной электроники.

Я пробовал настроить яркость и цвета монитора нового ноутбука, включал и настраивал в комнате свет, но это не помогало, глаза от компьютера по-прежнему болели. С тех пор глаза от компьютеров и мониторов у меня начали болеть постоянно, как только я садился поработать за любой ПК. Эта проблема встала очень остро для меня, так как я работал программистом и был вынужден целыми днями смотреть в экран монитора. Я купил себе специальные компьютерные очки, пользовался каплями, ходил на приемы к офтальмологам, но все было безрезультатно. Апогеем моей борьбы с недугом стала поездка в Москву в институт офтальмологии имени Гельмгольца. Кандидаты медицинских наук и профессоры разводили руками и делали заключение, что никаких патологий в моем здоровье нет.

Я не понимал, в чем причина этого раздражения, ведь я более десяти лет работал за компьютерами, играл много часов без перерыва в компьютерные игры и никогда ранее не испытывал подобных проблем. Единственное, что я точно знал – больше всего мои глаза болели от нового ноутбука. Я прекратил пользоваться им и стал искать причину такой реакции глаз на новый экран. На то время один мой друг уже несколько месяцев боролся с не комфортной работой за новым ноутбуком и сообщил мне о таком понятии как ШИМ.

Широтно-импульсный модулятор (ШИМ)

Производителям современных мониторов нужно было сделать механизм, позволяющий регулировать яркость подсветки экрана. Для этой функции большинство мониторов оснащаются широтно-импульсным модулятором, или сокращенно ШИМ. Что это такое и как он работает?

ШИМ – это устройство, через которое подается напряжение на подсветку монитора, способное изменять длительность фаз кратковременного включения и выключения питания подсветки для изменения её яркости. Попросту говоря, на яркости подсветки отличной от максимальной светодиоды, если мы говорим про современную LED-подсветку, не всегда горят — они очень быстро включаются и выключаются, тем самым создавая определенную яркость. Чем больший промежуток времени горят светодиоды – тем яркость больше и наоборот. Это своеобразный реостат для подсветки. Человеческий глаз не видит эти мерцания (включения и выключения) подсветки, так как мы замечаем частоту лишь до 80 Гц, но как оказалось, наш зрительный тракт и мозг негативно воспринимают эти мерцания, так как подсветка мерцает вплоть до 300 Гц. Из-за мерцаний подсветки и возникает боль в глазах, они покрываются «сеточкой», начинает болеть голова и появляются прочие негативные последствия работы за таким экраном.

Так я и нашел главную причину того, от чего у меня болели глаза, весь зрительный тракт и голова – это мерцание подсветки монитора .

Наглядное подтверждение мерцания экранов

Ниже представлены фотографии двух мониторов. Фотографирование происходило с выдержкой 1/800. Первый экран (выше на фотографии) не мерцает. Второй экран, как видно по фотографиям, мерцает и от него болят глаза. При очень маленькой выдержке можно поймать момент, когда подсветка полностью выключается. Это видно на 4 фотографии. Фотографии имеют шум, так как на них для увеличения яркости и наглядности была сильно выкручена гамма.

LED-подсветка и ШИМ – огненная смесь для глаз

Как выяснилось через некоторое время, мой новый ноутбук был оснащен экраном на основе LED-подсветки и естественно оснащался широтно-импульсным модулятором (ШИМ). А на моем рабочем компьютере в офисе был ЖК-экран старого образца с подсветкой матрицы на основе ламп с холодным катодом (CCFL-подсветка), от которого глаза у меня практически не уставали. В чем разница между ними? Разве старые ЖК-мониторы не оснащались ШИМ? Оснащались, но разница в том, что светодиоды в отличие от люминесцентных ламп (CCFL) имеют очень быстрый отклик на включение и отключение напряжения. Если не ошибаюсь, то светодиоды загораются и гаснут со скоростью света. Они мгновенно зажигаются и гаснут при подаче на них напряжения и его отключении. В этом случае работа ШИМ становятся критичной а мерцания очень четкими, в отличие от мерцаний люминесцентных ламп, которые светятся некоторое время после отключения напряжения с них.

Все старые ЖК-мониторы оснащались CCFL-подсветкой и при отключении напряжения от такой подсветки (работа широтно-импульсного модулятора) не имели четко выраженных мерцаний. Точно также не заметны мерцания на мониторах с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ).

Отсюда и растут ноги у проблемы. Проблема боли в глазах от мониторов появилась именно с появлением LED-подсветки. Именно на LED-экранах широтно-импульсная модуляция начала вызывать у людей проблемы с глазами.

Что делать, если болят глаза от монитора?

Мы выяснили, что основная современная причина неврозов при работе с мониторами – мерцания подсветки. Поэтому необходимо удостовериться, что на вашем экране нет ШИМ. Это можно проверить несколькими способами:

  • С помощью «карандашного теста»;
  • С помощью видеокамеры;
  • С помощью профессионального фотоаппарата;
  • С помощью специального дорогостоящего оборудования;
  • С помощью различных интернет-сервисов.

Обычно хватает первых трех методов, так как они наиболее просты в применении. При выборе монитора, например в магазине, удобно пользоваться карандашным методом.

ВНИМАНИЕ! Все тесты необходимо выполнять на различных уровнях яркости подсветки. Как правило, на максимальной яркости ШИМ выключается и подсветка светится постоянно. Проверяйте мониторы на максимальном, на минимальном и на среднем уровне яркости.

Карандашный тест

Берете любой карандаш или ручку и быстро перемещаете (машете) им перед исследуемым экраном. Если при этом видны четкие (отдельные) изображения карандаша, то подсветка экрана мерцает и имеет ШИМ. Если же изображение плавно размывается, то мерцаний и ШИМ нет. Пример «карандашного теста» представлен на следующей картинке.

Тест видеокамерой

В некоторых случаях запечатлеть мерцания подсветки могут обычные видеокамеры, например камера мобильного телефона. Но не всегда этот способ достоверно может сказать о наличии мерцаний. Если на видео не видны мерцания, неровности и волны это не значит, что мерцаний нет на самом деле. Иногда видеокамеры не улавливают подобные мерцания.

В следующем видео вы можете наглядно увидеть, как выглядит экран с ШИМ и экран без него. На мониторе слева есть ШИМ и от него болят глаза. Экран справа отлично показывает и за ним можно комфортно работать долгое время.

Тест профессиональным фотоаппаратом

Достоверно определить мерцает или нет подсветка вашего экрана можно с помощью фотоаппарата на котором вручную выставляется выдержка и диафрагма. Обычно выдержки 1/800-1/1000 вполне достаточно. Вам нужно взять фотоаппарат, выставить на нем выдержку 1/800 и сфотографировать экран исследуемого монитора с белым фоном (например открыть новый документ MS Word или блокнот). Для того, что бы при такой маленькой выдержке что-то запечатлеть на фото необходимо открыть диафрагму на максимум. Также желательно производить фотографирование в темном помещении.

Если на полученных фотографиях вы увидите волны или неравномерность яркости изображения экрана (сверху более яркое чем снизу или наоборот), то определенно ваш экран мерцает. В другом случае – нет. Примеры такого фотографирования вы можете видеть ниже. На одном из экранов присутствуют мерцания.

Что делать если у вас монитор с ШИМ и мерцает?

В таком случае есть несколько решений:

  1. Выставить яркость подсветки на максимум. При максимальном уровне яркости широтно-импульсная модуляция отключается и мерцания пропадают. Однако справедливо, что не всегда и не все могут работать с монитором на самой высокой яркости. Как временное решение этот способ использовать можно.
  2. Более кардинальный способ — сменить монитор. Попросту говоря, приобретите монитор, лишенный этого недостатка. Это самый простой способ уберечь ваши глаза и здоровье. Для проверки нового экрана лучше использовать карандашный метод в совокупности с фотографированием.

Мониторы и ноутбуки без ШИМ

Для тех кто ищет мониторы и ноутбуки без мерцаний в этом разделе статьи будут публиковаться проверенные модели. На данный момент многие производители уже начали выпускать flicker-free мониторы, например фирмы Benq и ViewSonic. Думаю остальные производители в скором времени не останутся в стороне от решения этой проблемы. Однако, как выяснилось, бирка flicker-free не дает гарантии того, что монитор не будет мерцать.

Не смотря на наличие проверенных моделей мониторов и ноутбуков без ШИМ и заявленной технологии flicker-free нет гарантии того, что купленный вами экземпляр будет без ШИМ. Таковы реалии ситуации. Каждый экземпляр перед покупкой нужно проверять.

Ноутбуки:

  • ACER V3-571G-736b8G75BDCaii
  • ACER Swift SF113-31 (ACER Siwft 1)

Видеобзор ноутбука без ШИМ ACER Swift 1:

Для более детального изучения того, почему у вас болят глаза от компьютера, рекомендую посмотреть нижеследующее видео:

P.P.S. Если Вы знаете модель ноутбука или монитора без ШИМ, то будем благодарны если вы поделитесь ценной информацией с читателями в комментариях.

Желаем приятной работы за компьютером! Берегите своё здоровье!

Индустрия живого звука последние десятилетия перенасыщена технологиями, что привело к усложнению организации концертов. Это, в свою очередь, привело к разделению звукорежиссеров на концертных и мониторных. Работа на сцене стала отдельной профессией наравне с профессией концертного звукорежиссера.

Суть работы мониторного звукорежиссера состоит в том, чтобы артисты на сцене слышали себя и друг друга. Это делает возможным повысить качество работы музыкантов к всеобщему удовлетворению. Как правило, звукорежиссер должен одновременно выполнить три задачи:

Обеспечить музыкантов персональным миксом, который удовлетворяет их нужды;

Обеспечить снижение такого негативного эффекта, как влияние мониторного звука на звучание в зале, напрямую или через систему звукоусиления зала;

Избежать возникновения акустической обратной связи.

Кроме непосредственно выступления, мониторный звукорежиссер участвует в подготовке концерта, решая следующие задачи:

Предложить артисту мониторную систему, удовлетворяющую его требованиям;

Убедиться в эффективности мониторной системы на сцене.

Работа со сценическими мониторами решает совершенно иную задачу, чем работа со звуком в зале. На сцене пересекаются требования артистов, звукорежиссеров, производителей оборудования и даже юристов (последнее связано с тем, что нормативы Европейского Союза запрещают работу, если на рабочем месте звуковое давление превышает 85 децибел).

Плоды работы на сцене не рассчитаны на массы. Эта работа «заточена» под специфические требования каждого исполнителя, его желания и особенности. Этим сценический мониторинг значительно отличается и от звукозаписи, и от работы звукорежиссера зала.

Существуют определенные правила плодотворной работы. Мониторный инженер обеспечивает одновременно несколько миксов, и для группы из четырех человек может понадобиться от восьми до десяти различных миксов.

Баланс, требуемый артистом, часто не очень приятно слушать. В зависимости от положения на сцене, артист слышит рядом расположенные инструменты и мониторы и в связи с этим может потребовать такой баланс, который будет казаться несбалансированным при прослушивании в любом другом месте. Это значит, что у мониторного звукорежиссера нет возможности судить о качестве звучания на основании собственных ощущений. Не следует путать собственное ощущение правильного звука с ощущением артиста.

Ошибки не могут быть исправлены, потому что вся работа происходит в режиме реального времени и аудитория заметит ошибку. Поэтому к звукорежиссеру предъявляются повышенные требования по умению реагировать очень быстро, так как не существует кнопки отмены ошибочно сделанного шага.

Надо быть реалистом: при работе с незнакомой группой, все, что можно предложить, - это свою попытку наилучшим образом выполнить работу. Не следует пытаться «изобрести велосипед» в первый день знакомства с коллективом, вместо этого надо постараться понять требования музыкантов. Собственные предложения по работе со звуком лучше оставить на потом, когда будет больше времени на эксперименты.

Звукорежиссер должен быть немного психотерапевтом: он должен различать требования гитариста, стоящего рядом с громко звучащим гитарным усилителем и требующего услышать в мониторе звук своей же гитары, и гитариста, желающего услышать клавишника, расположенного на другом конце сцены.

Размещение мониторов является важным элементом успешной работы. Мониторы должны быть обращены в лицо артистам и не звучать в сторону акустических инструментов. Следует избегать направления излучения мониторов в сторону микрофонов и зрительного зала. Мониторы для барабанщика (drum fill) ставятся сбоку от барабанов и направляются таким образом, чтобы звук не попадал на микрофоны томов и оверхедов. Для этого акустическая система кладется на бок, что позволяет сузить диаграмму направленности по горизонтали.

Особого внимания требует конфигурация из двух рядом стоящих мониторов, подключенных параллельно к одному усилителю. Эта конфигурация создает дополнительную интерференцию, способную вызвать неравномерное звучание.

При настройке мониторов должно учитываться влияние низких частот, проникающих на сцену от портальной звуковой системы. Наиболее эффективным способом борьбы с этим явлением является более «сухая» настройка мониторов - так, чтобы низкочастотный отзвук портальной системы стал компонентом общего звучания на сцене. Не следует пытаться поднимать громкость мониторов на сцене, так как это может привести к заметному присутствию мониторного звука в зале, вызывая бубнящую окраску общего звучания.

Надо использовать направленность инструментальных акустических систем. Наклон гитарного кабинета назад-вверх, разворот басового кабинета в сторону могут снизить уровень мешающего звука.

Разведение инструментов со схожим тембром по разным мониторам позволит повысить разборчивость благодаря пространственной локализации. В случае, если один и тот же инструмент должен поразному звучать в разных мониторных линиях, лучше использовать параллельное включение инструмента в две ячейки микшерного пульта, что дает возможность выстроить два разных тембра инструмента.

Микширование мониторного звука с пульта в зале

Не всегда есть возможность иметь отдельный мониторный микшерный пульт, поэтому приходится работать без мониторного звукорежиссера. В этом случае для создания мониторного микса используется пульт зала - решение более дешевое, но не всегда худшее. На некоторых площадках нет места не только для мониторного пульта, но даже не помещается больше трех мониторов. Этот способ эффективен при малом количестве мониторных миксов и линий. Более сложная работа, например применение персональных ушных мониторов или использование каких-либо эффектов обработки звука, будет затруднена в такой конфигурации.

На Рис. 1 показана типичная схема соединений, когда мониторы управляются с пульта из зала.

Это базовая конфигурация для небольшой сцены.Портальная звуковая система состоит из двух групп акустических систем, без субвуферов и малых систем для первых рядов (front fill). Играет группа из четырех человек - вокалист, гитарист, басист и барабанщик. Каждый музыкант имеет персональный монитор, а вокалист имеет два, включенных параллельно. Микшерный пульт может иметь 24 канала, шесть Aux-посылов, два выхода.

При большом количестве мониторных миксов увеличивается объем работы с мониторами, и такая конфигурация становится нецелесообразной.

Микширование с пульта на сцене

Более удобной для работы с мониторами на сцене будет отдельная специальная мониторная консоль.

Включение мониторного пульта через сплиттер позволяет обеспечить полностью независимую работу двух звукорежиссеров (рис. 2).


Существенный недостаток такой конфигурации - стоимость.

Специализированная микшерная консоль и сплиттер обеспечивают наилучшие возможности удовлетворить требования артистов (как при использовании персональных ушных мониторов, так и обычных напольных) независимо от управления звуком в зале.

На рис.3 показана мониторная система среднего размера, где каждый музыкант имеет свой монитор.


Для вокалиста предназначены два монитора, а для барабанщика добавлен субвуфер. По бокам сцены расположены дополнительные мониторы-«прострелы» (side fill). Они рассчитаны на покрытие ближайшей зоны сцены, поэтому каждая сторона сцены имеет свой независимый микс. Было бы ошибкой считать, что боковые мониторы - это стереосистема, потому что музыкант, находящийся с одной стороны сцены, не может слышать звучание мониторов, находящихся с другой стороны.

Конструктивные особенности напольных мониторов

Мониторные громкоговорители являются обычными акустическими системами, имеющими особую клиновидную форму, за что и получили название wedges. Основное требование к таким мониторам - неискаженное воспроизведение вокального диапазона, что необходимо для обеспечения высокой разборчивости. Мониторы не должны звучать, как концертная система зала, но обязаны иметь минимальные искажения, потому что звучание мониторов неизбежно попадает в микрофоны, находящиеся на сцене, а оттуда в зрительный зал. Звуковое давление таких мониторов должно быть достаточно высоким, но это нужно не для создания высокой громкости, а для неискаженного воспроизведения пиков живого необработанного компрессорами сигнала.

С появлением мощных громкоговорителей практически перестали применяться крупногабаритные мониторы с 15" динамиками и стандартными стали мониторы с 12" громкоговорителями, и даже появились мониторы с 10" громкоговорителями. Стремление к миниатюризации привело к популярности коаксиальных мониторов, где высокочастотная головка излучает звук через отверстия в магнитной системе громкоговорителя. Мониторы с такими громкоговорителями имеют небольшую высоту и за это любимы телевизионными режиссерами.

Персональные ушные мониторы

В конце 70-х различные изобретатели пробовали создать систему персональных мониторов. Огромный успех компактных кассетных магнитофонов Sony Walkman дал толчок к созданию мониторов на базе миниатюрных головных телефонов. Эти устройства сочетали возможности Hi-Fi техники с технологиями радиовещания и слуховых аппаратов.

Первые персональные мониторы (IEM, In-Ear Monitoring) можно было только арендовать, поскольку они были чрезвычайно дорогими и требовали отдельного специально обученного техника, обслуживающего «закрытую» технологию. Они представляли собой похожий на Sony Walkman карманный радиоприемник, принимавший два аудиоканала с радиолюбительского передатчика мощностью 3 ватта. В системе использовались два направленных микрофона-“пушки”, снимавших со сцены сигнал, который затем подмешивался в мониторный микс. Первые системы были дорогими, передатчики работали нелегально, а недоработки, вроде ухода частоты и пропадания сигнала, омрачали работу музыкантов. Наушники создавали дискомфорт уже после нескольких минут работы.

Одним из первых пользователей персональных мониторов был Стиви Уандер, что помогло распространению этой технологии среди других музыкантов.

Некоторые исполнители финансировали разработки, среди них группа «Стив Миллер Бэнд». Для нее в 1984 году была разработана заказная радиосистема, рассчитанная на четырех музыкантов. Система обошлась в огромную сумму 65000 долларов! Она была монофонической, вызывала пространственную дезориентацию и утомляла даже на малой громкости. После проверки на концерте группа от системы отказалась и доработала тур с обычными мониторами.

Современные IEM-системы позволяют передавать по радиоканалу двойной моносигнал, а некоторые приемники могут смешивать эти сигналы в моно. Если по одному каналу передавать вокал, а по другому инструменты, то одним и тем же передатчиком можно обслуживать нескольких музыкантов и вокалиста, причем каждый из них может самостоятельно прямо во время выступления устанавливать индивидуальный баланс между вокалом и инструментами.

Еще один практический вариант использования персональных мониторов - это сформировать общий инструментальный микс и подать его на один из входов каждого передатчика. На другой вход передатчика подается персональный микс музыканта. В этом случае, смешивая в приемнике два моносигнала, каждый музыкант может регулировать баланс между общим и персональным миксом. Другой случай - играющий бэк-вокалист, например гитарист. Подавая в один канал инструмент, а в другой вокал, этому исполнителю предоставляется возможность регулировать баланс между вокалом и инструментом.

Некоторые приемы работы были бы невозможны без IEM-радиомониторов. Например, работа на вынесенной в зал сцене - по причине запаздывающего из порталов звука. Системы IEM-мониторов прошли большой путь, чтобы стать рабочим инструментом.

Вибратор

Одной из замечательных новинок последних лет являются НЧ-вибраторы (buttkicker), устанавливаемые на стул барабанщика. Они хорошо сочетаются с персональными ушными мониторами, что значительно снижает требования к напольным мониторам для

барабанщика (drum fill). Например, можно использовать проводной IEM-монитор PSM600+E5 и дополнительно подавать сигнал с отдельного аукс-посыла на вибратор. Микс, в котором смешиваются большой барабан, томы и немного малого барабана, регулирует в данном случае сам барабанщик.

Вибратор

Частота раздела между IEM-мониторами и вибратором устанавливается кроссовером в районе 200…220 Гц. Однако не все барабанщики считают такое технологическое решение полной заменой хороших мониторов drum fill, потому что реальный мощный субвуфер дает отличную разборчивость внизу. Пожалуй, наилучшей комбинацией является сочетание вибратора и субвуфера, но это приводит к тому, что звукорежиссеру необходимо формировать для мониторов барабанщика три разных микса. Особенностью эксплуатации вибраторов является то, что не каждый усилитель способен надежно работать с этим устройством.

Настройка сценических мониторов

В концертной работе следует разделять звук в зале и звук на сцене. Несмотря на то, что источником звука являются одни и те же инструменты, звук на сцене следует рассматривать как первичное событие, которое затем интерпретируется звукорежиссером в зале. Организация звука в зале становится возможной благодаря созданию комфортной звуковой атмосферы на сцене. В этом случае, значительная часть работы по созданию звукового баланса в зале выполняется самими музыкантами. Не вдаваясь в специфику работы звукорежиссера в зале, отметим, что настройка звука на сцене должна быть выполнена очень тщательно и в соответствии с методикой, позволяющей эффективно заниматься работой со звуком, а не выполнять пожарные функции по устранению акустической обратной связи и звукового хаоса.


Значительную часть настройки мониторной системы нужно выполнять до прихода артистов. Для этого следует разделить технические и художественные функции.


Несмотря на большое количество источников звука на сцене и большое количество мониторов, залогом отсутствия акустической обратной связи является калибровка электроакустического тракта мониторов перед тем, как начинать настраивать звучание инструментов и микрофонов в мониторах. Калибровка обеспечит максимальную устойчивость мониторной системы к акустической обратной связи и идентичность звучания инструмента во всех мониторах.


В этом случае гарантировано одинаковое электроакустическое усиление тракта всех мониторов, и у вас не останется незамеченным монитор с избыточным усилением на какой-нибудь малозначащей, но «опасной» частоте, а все потенциально опасные частотные коррекции можно будет видеть, окинув взглядом темброблок мониторного микшерного пульта. Конечно, все это справедливо при условии, что не используются микрофоны от трамвая, а вокалист умеет и петь, и слышать мониторы.


После проверки прохождения звукового сигнала по электроакустическому тракту каждой мониторной линии можно приступать к технической процедуре линеаризации электроакустического тракта и калибровке чувствительности мониторов. Эта работа требует аккуратности, выполняется по приборам, поскольку требует не слуховых навыков, а понимания установки правильного режима работы. Она может выполняться двумя техниками: один устанавливает измерительный микрофон в точку измерения, а другой находится рядом с анализатором спектра и выстраивает коррекцию мониторных эквалайзеров.


Калибровка обеспечит максимальную устойчивость мониторной системы к акустической обратной связи и идентичность звучания инструмента во всех мониторах. Не бросающимся в глаза, однако очень важным качеством тембрально отстроенных мониторов является свойство не конфликтовать друг с другом в борьбе за звуковое пространство, а дополнять друг друга. Артист слышит из соседнего монитора инструмент с таким же тембром, как и из своего. В этом случае отпадает необходимость разгонять громкость своего и подавлять «неправильное» звучание соседних мониторов.


Допустим, артисты привыкли к рабочему звуковому давлению, создаваемому монитором на сцене, равному 103 дБ. В этом случае целью калибровки, помимо линеаризации АЧХ, является настройка усиления мониторного тракта таким образом, чтобы для уровня 0 дБ по выходному индикатору каждой мониторной линии пульта каждый монитор обеспечивал рабочий уровень громкости 103 дБ на уровне головы музыканта.


Отдельные линии мониторов, например для барабанщика, могут иметь другой рабочий уровень звукового давления. В этом случае, усиление в этой мониторной линии может отличаться от остальных, однако следует сразу устанавливать такое усиление в мониторной линии, чтобы индикатор уровня на выходной линии пульта позволял легко видеть отклонение уровня громкости от нормы. Известны случаи, когда барабанщик, зажатый с двух сторон мониторами, сбрасывал один из мониторов с подставки, чтобы таким образом спасти уши от невнимательной работы мониторного звукорежиссера.


Минимальным набором оборудования для настройки является анализатор спектра и конденсаторный микрофон с круговой характеристикой. Лет пять назад для этой процедуры необходимо было иметь аналоговый анализатор спектра стоимостью не менее тысячи долларов. Сейчас для этой цели стало удобнее применять обычный ноутбук, имеющий звуковую карту, линейный звуковой вход и соответствующую программу. В качестве измерительного микрофона подойдет любой конденсаторный или электретный микрофон с круговой диаграммой направленности.


Прежде чем приступить к калибровке мониторов, следует убедиться, что внутри пассивного фильтра драйвера не стоит никаких «защит» типа лампочек, которые, в зависимости от подаваемого уровня электрического сигнала, меняют чувствительность драйвера. Настроить такие мониторы невозможно, потому что при уменьшении подаваемого сигнала в таких мониторах поднимается чувствительность драйвера и наступает акустическая завязка. Двадцать лет назад с такой удивительной «защитой» нас познакомила фирма Dynacord.


Цель технической процедуры настройки - калибровка мониторных трактов на рабочий уровень звукового давления 103 дБ.


При подаче на выход каждой мониторной линии пульта розового шума уровнем -20 дБ звуковое давление мониторов в точке измерения должно составить 83 дБ. АЧХ мониторов должна быть линеаризована с точностью 1 дБ для каждой трети октавы в полосе частот 80…12000 Гц.


Перечень работ, выполняемых для каждого монитора:


  • Напротив монитора устанавливается микрофон на высоте примерно 1,5 метра (на уровне головы артиста).

  • С помощью генератора розового шума выстраивается линейная АЧХ в рабочем диапазоне монитора (не нужно задирать уровень низких и высоких там, где монитор уже не работает). Должна получиться линейная характеристика в диапазоне не менее 80…12000 Гц. Отдельные глубокие провалы не нужно вытягивать - причиной провала может быть интерференция, а, значит, где-то в другом направлении может получаться пик.

  • Калибруется звуковое давление. При подаче в мониторную линию розового шума с уровнем -20 дБ от номинального звуковое давление мониторов в точке замера должно составлять примерно 83 дБ. Это означает, что при подаче в мониторную линию сигнала рабочим уровнем 0 дБ (по индикаторам уровня пульта), монитор обеспечит рабочее звуковое давление 103 дБ.

  • При настройке мониторов, «страдающих» интерференцией (например, для вокалиста установлена пара параллельно включенных мониторов), следует повторить замеры АЧХ для рядом расположенных позиций и прибрать пики, выделяющиеся более чем на 3 дБ относительного среднего уровня. Результатом такой коррекции может стать неровная АЧХ, однако это плата за установку рядом двух мониторов, звуковые волны которых складываются столь неблагоприятным образом. Хорошей практикой будет такой разворот мониторов, чтобы в зоне сложения звука от двух мониторов оси мониторов смотрели чуть в сторону, и, таким образом, уровень возникающих в результате интерференции пиков не достигал опасного уровня.

  • Звук из мониторов должен быть сухим, с сознательной нехваткой низких частот. При включении всех мониторов и порталов уровень низких частот на сцене восстановится до нормального.

  • Результат настройки.


    Для всех мониторов выстраивается одинаковая АЧХ и (за редким исключением) одинаковое усиление. Инструмент или голос отовсюду должен звучать одним тембром. Допускается чуть более «мясистый» звук из прострелов и барабанного монитора.


    Художественная часть настройки осуществляется с помощью мониторного пульта, при этом настройки эквалайзеров мониторных линий не трогаются. Тембр инструмента выстраивается на входной ячейке мониторного пульта. Инструмент звучит одинаковым тембром из всех мониторов. Коррекция тембра по выходу мониторной линии, как правило, не требуется. После настройки баланса инструментов для каждой линии мониторов общий уровень мониторного микса подстраивается мастером-фейдером мониторной линии пульта.


    Эта процедура настройки великолепно работала с 1994 по 1997 годы в компании Silence Pro, и позволяла в течение получаса настраивать в среднем от 10 до 14 мониторов до прихода артистов. Мониторы были с драйверами Peavey 44T и двумя 12" динамиками, включенными в bi-amp, усилители обеспечивали 200 Вт для верхней и 700 Вт для низкой полосы. Никогда на концерте не случалось завязок, а настройка звучания инструментов происходила очень быстро, потому что запас устойчивости не ограничивал мониторного звукорежиссера ни по громкости, ни по тембру. Для получения акустической завязки нужно было специально направить микрофон прямо в монитор.


    Очень полезно в линию PFL включить анализатор спектра. Это позволит при настройке тембра освободить уши от рутинной работы и контролировать во время концерта режим работы мониторов по прибору.

    Важное примечание: вне зависимости от калибровочной кривой, по которой выстраивается АЧХ мониторов (в описанном примере это горизонтальная линия), результирующая коррекция инструментов определяется на мониторном микшерном пульте. Если же вдруг оказалось, что на всех входных ячейках подняты или убраны одни и те же частоты, то это значит, что следует поменять калибровочную кривую. В этом случае общую для всех каналов пульта коррекцию лучше заложить в калибровочную кривую.


    Последние несколько лет стали популярными In-Ear мониторы, которые требуют иного подхода. Однако и в этом случае разделение задачи на техническую и художественную части только ускорит настройку.


    Калибровка мониторов - залог доверия к настройкам микшерного пульта и уверенность в качестве работы системы.

    Новая серия PN-PNX от компании Renkus-Heinz

    Фирма Renkus-Heinz (США), опираясь на свои запатентованные технологии и инновационные решения в области акустики, разработала новые акустические системы PN102/LA и PNX102/LA серии PN-PNX, которые являются основным элементом для создания так называемого малого линейного массива. Уникальные механические и акустические свойства систем позволяют конфигурировать линейный массив для самых разных площадок, от небольших и средних инсталляций до крупных. Высокие технические характеристики в сочетании с компактными размерами, простотой установки и исключительной надежностью данного линейного массива положили начало новой системе стандартов в области озвучания театров, спортивных комплексов, концертных залов и открытых площадок.
    читать...(781)

    LUNARAY от компании OHM

    Эта полнодиапазонная двухполосная акустическая система разработана для применения в театрах, концертных залах и мобильных инсталляциях. Воспроизведение высоких частот обеспечивает 1,75-дюймовый компрессионный драйвер с алюминиевой диафрагмой, нагруженный 1-дюймовым горном. НЧ/СЧ диапазон воспроизводит 8-дюймовый динамик, звуковая катушка которого имеет двухстороннюю обмотку при диаметре 1,75 дюйма. Встроенный пассивный кроссовер обеспечивает частоту разделения 900 Гц.
    читать...(713)

    Линейные массивы компании L-ACOUSTICS

    Компанию L-ACOUSTICS (Франция) в конце 1984 г. основал доктор Кристиан Хейл (Christian Heil) - физик, специализировавшийся в области элементарных частиц, занимавшийся также научными изысканиями в областях, связанных со звуком. Обладая высоким интеллектуальным потенциалом, компания L-ACOUSTICS уже в 1985 году выпустила на рынок профессионального звукового оборудования свою первую систему, называвшуюся Incremental.
    читать...(1135)

    Серия VerTec от компании JBL

    Первые исследования в области линейных массивов компания JBL начала еще 25 лет назад. Сочетание высокомощных облегченных динамиков и последних разработок в области линейных массивов дало возможность создать уникальную систему, предназначенную для проведения концертов, шоу, музыкальных туров. Сейчас серия VerTec включает в себя такие модели как: VT4880, VT4881, VT4887, VT4888, VT4889. Модели VT4881, VT4887, VT4888 принадлежат к последним разработкам и относятся к среднеразмерным (VT4888) и малым (VT4881, VT4887) линейным массивам. Эти системы отличает предусмотренное в кабинете место для установки встроенного усилителя.
    читать...(775)

    HK Cohedra Линейные массивы второго поколения

    Малые линейные массивы - это «писк» современной «акустической моды». Малые массивы - это квинтэссенция современных знаний о физике линейных источников звука. Знания эти уже настолько локализованы, что в них не осталось места ничему лишнему (видимо, поэтому все новинки в области линейных массивов внешне похожи друг на друга, как близнецы-братья). Возможно, схожа и концепция, но вот исполнение во многом отлично.
    читать...(1313)

    X-Line Сompact от компании Electro-Voice

    Созданная ранее серия X-Line предназначена для работы в огромных аудиториях. Новая серия акустических систем X-Line Compact (XLС) предназначена для применения в залах и стадионах любых размеров, обеспечивает превосходное качество звучания, отличается компактными размерами, легкостью в монтаже и транспортировке.
    читать...(855)

    Линейные массивы компании Dynacord

    Системы линейных массивов от Dynacord - это прославленные комплекты Cobra и Cobra 4, выпущенные в 2002…2003 г. При их разработке компания поставила себе целью создание линейных массивов нового типа - компактных и экономичных, поскольку традиционные системы были слишком дорогими и крупногабаритными для использования в небольших помещениях. Таким образом и появилась сверхкомпактная Cobra, главные достоинства которой: небольшой размер и вес, простота сборки и эксплуатации и разумная цена при отличном качестве звука.

    Практически все пользователи компьютерных систем в процессе работы хотят видеть на экране четкую насыщенную картинку. Цвет - одна из составляющих, которая в очень высокой степени влияет на изображение, а также не утомляет глаза. Но далеко не все знают, как правильно настроить монитор для правильной цветопередачи и проверить произведенные настройки. Конечно, в каждом конкретном случае все зависит от личных предпочтений, однако несколько общих советов все же дать можно. Рассмотрим некоторые основные инструменты.

    Настройка цветопередачи: сопутствующие параметры и факторы

    Итак, перед пользователем встала проблема того, для правильной цветопередачи и проверить установленные параметры. Что же делать в первую очередь? Для начала нужно четко понимать, что настройка только лишь этих параметров особого улучшения может и не дать.

    Дело в том, что в данном случае роль играет множество сопутствующих факторов. Например, перед тем как производить калибровку цветов, нужно определиться с местом, где постоянно находится сам монитор, какая в этом месте освещенность, изменяется ли она в течение дня, падает ли на экран прямой солнечный или электрический свет и т.д. В зависимости от этого, и настройки могут быть совершенно разными.

    Кроме того, стоит учесть, что большое влияние на настройку цветопередачи оказывают яркость, контрастность, и многие другие факторы. Помимо всего этого, совершенно разные решения может иметь вопрос о том, как настроить монитор для правильной цветопередачи на ноутбуке или выполнить аналогичные действия на стационарном устройстве или телевизионной панели, к которой может быть подключен компьютерный терминал. Об этом несколько позже.

    Зависимость от типа матрицы и графического адаптера

    Еще одна загвоздка в решении вопроса о том, как настроить монитор для правильной цветопередачи, состоит в разнообразии современных типов матриц. Настройка одинаковых параметров на мониторах с матрицами CRT, TN или IPS - не одно и то же в плане получаемого изображения.

    Например, IPS-матрицы можно запросто настроить без применения программных методов, поскольку они изготовлены по такой технологии, что при взгляде на экран под углом изображение практически не меняется. А вот остальные экраны могут выдавать блики или изменять цвета.

    Точно так же по-разному могут настраиваться экраны в зависимости от того, какая установлена видеокарта. Обычно производители поставляют к ним специальные утилиты настройки уже в предустановленном виде, поэтому калибровку цвета лучше производить с их помощью. Кроме того, именно такие утилиты позволяют изменять параметры применительно к обычному режиму работы или для прохождения компьютерных игр. Как правило, доступ к настройкам цвета и другим параметрам осуществляется из меню, вызываемого кликом на иконке адаптера в системном трее. И, надо сказать, что они могут произвести установки в автоматическом режиме.

    Визуальное определение качества изображения

    Наконец, прежде чем приступать к непосредственному решению вопроса о том, как настроить монитор для правильной цветопередачи (ПО применить или ограничиться средствами системы), нужно оценить, насколько это целесообразно.

    Самый главный бич всех экранов - изменение цвета или контрастности при взгляде со стороны. Для начала следует отойти от экрана на несколько метров в сторону и посмотреть, как изменяется изображение. Попутно стоит обратить внимание на наличие горизонтальных полос, сменяющихся в вертикальном направлении. Если они видны слишком четко, придется заняться настройкой (сделать это можно в свойствах адаптера на вкладке «Монитор»). Чем частота выше, тем лучше. Как правило, изначально по умолчанию применена оптимальная настройка, однако отдельно стоящий монитор компьютера или экран ноутбука могут поддерживать и более высокие параметры. Поэтому нужно протестировать каждый из них, выбирая соответствующие частоты в выпадающем меню.

    Как настроить монитор для правильной цветопередачи: стационарные устройства

    Теперь непосредственно о настройке. Как правило, большинство современных компьютерных мониторов (не экранов ноутбуков) уже при изготовлении оснащаются собственными средствами для установки необходимых параметров.

    Для решения вопроса о том, как настроить монитор для правильной цветопередачи, в самом простом случае нужно нажать специальную кнопку меню на передней панели или сбоку, чтобы войти в соответствующее меню. При выборе нужного раздела двумя кнопками можно отрегулировать все параметры. Но, как уже понятно, такие установки являются примитивными, да и сами мониторы явно ограничены в возможностях по тонкой настройке всех необходимых параметров.

    Как правильно настроить цветопередачу монитора средствами Windows?

    Несмотря на то, что получить доступ к настройке цвета в Windows-системах можно через персонализацию или настройку экрана (оба раздела можно вызвать из меню правого клика на пустом пространстве «Рабочего стола»), все же лучше использовать специальный инструмент калибровки. Проще всего вызвать его через поисковую строку меню «Пуск», где прописывается слово «калибровка». Также доступ к этому инструменту, например, в Windows 10 можно получить через параметры экрана, где выбираются дополнительные настройки. Предварительно следует установить оптимальное (рекомендуемое) или использовать более высокие параметры, если таковые поддерживаются.

    Далее нужно будет следовать рекомендациям «Мастера», попутно изменяя те или иные настройки. Особое внимание нужно обратить на установку количества отображаемых цветов и глубину. С количеством можно не экспериментировать, а вот глубина цвета для отображаемых графических объектов практически для всех современных устройств должна быть установлена на значение в 32 бита.

    Тестирование и настройка при помощи RealColor

    Считается, что одним из самых оптимальных решений проблемы того, как настроить монитор для правильной цветопередачи, является использование специальных обоев под названием RealColor, чем-то отдаленно напоминающих сетку настройки, которая раньше применялась на телевизорах.

    Нужно просто загрузить обои с разрешением, соответствующим установленному на мониторе компьютера или экране ноутбука, после чего открыть во весь Далее следует посмотреть на экран с обычного расстояния. Но лучше использовать специальную картинку, на которой при оптимальной настройке цвета должен быть виден плавный серый градиент. Если видны полосы или примешиваются другие оттенки, значит, монитор не откалиброван. Аналогичный результат должен наблюдаться и для изображений с цветными буквами и окружностями на сером фоне.

    В большинстве случаев результат ваших надежд не оправдает, поэтому придется использовать специальные утилиты. Можно было бы, конечно, посоветовать специальное приложение Atrise Lutcurve, но программа является платной (25$), и большинству пользователей будет просто не по карману.

    Калибровка изображения в программе Adobe Gamma

    Таким образом, если решать вопрос о том, как настроить монитор для правильной цветопередачи с помощью ПО, в качестве тестирующей утилиты можно взять Adobe Gamma, правда, в основе своей эта программа предназначена для калибровки цвета при работе в Photoshop (чтобы изображение на экране не отличалось от того, что будет выведено на печать).

    При запуске приложения лучше выбрать специальный «Мастер» (шаг за шагом) и создать описание нового профиля. Далее, как в случае с калибровкой в Windows, нужно следовать инструкциям и рекомендациям, изменяя параметры вручную.

    Устанавливаем для типа свечения HDTV (CCIR 709) или собственное, оставляем галочку на рассмотрении только одной и определяем так называемую цветовую температуру белой точки (для дневного света устанавливается значение 6500K). Далее будут показаны три светлых квадрата, из которых нужно будет выбрать самый нейтральный серый. На последнем этапе останется только установить отображение точки как аппаратное и сохранить профиль. При необходимости внесения изменений редактирование профиля или запуск нового теста можно произвести из системного трея.

    Использование онлайн-сервисов

    В принципе, оценить правильность установленных параметров цветопередачи можно и с помощью специальных веб-сервисов вроде monteon.ru, однако собственных средств настройки они не имеют, зато в результатах тестирования выдают достаточно подробные описания проблем и рекомендации по их устранению.

    Выводы

    В качестве вывода можно отметить только то, что тонкая настройка цветопередачи - дело достаточно непростое, тем более что эти параметры зависят от огромного количества сторонних факторов и условий. Поэтому в разных ситуациях и применяемые установки могут резко отличаться друг от друга.

    Но многие спросят, мол, что использовать? В самом простом случае можно ограничиться средствами Windows. Ну а в программном плане настройку лучше производить через утилиты, поставляемые вместе с графическими адаптерами (если такие программы есть). Они в большинстве случаев избавляют пользователя от изменения настроек вручную и могут оптимизировать все параметры, исходя из выбранного режима работы.